25.04.2018 
Аналитическая статья "Закрытый рынок"

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ товары, которые родились в Калининградской области и вышли за ее пределы, можно пересчитать по пальцам. Большинство же разработок так и не появились на рынке и не принесли ожидаемых доходов ни разработчикам, ни нашему региону. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с моим коллегой, доцентом БФУ имени Канта Никитой Зониным опросили более 80 руководителей научных подразделений и молодых ученых, работающих в Калининградской области. Анкетирование проводилось в рамках проекта Фонда президентских грантов «Создание региональной системы поддержки научно-технического творчества молодых новаторов».

Опрос выявил и общероссийские болевые точки, лежащие на пути коммерциализации инноваций, и проблемы, характерные в большей степени именно для нашего региона. К первым можно отнести административные барьеры, отсутствие «длинных» денег и доступных кредитов, трудности с лицензированием в области медицины и биотехнологий и так далее.

Что касается региональных болевых точек, их можно разделить на три группы. Во-первых, у калининградских ученых практически нет опыта коммерциализации результатов инновационной деятельности, они плохо знакомы с правилами и потребностями рынка. Во-вторых, в регионе отсутствует эффективная система прямых и обратных связей между производителями и новаторами, действующая по принципу «запрос — предложение». В-третьих, у нас нет системы информационной поддержки ученых, включая постоянный сетевой консалтинг по вопросам финансового и организационного обеспечения малого бизнеса.

К слову, большинство участников опроса утверждали, что им требуются помощники в деле коммерциализации результатов научной работы. При этом каждый четвертый руководитель научного подразделения и практически каждый второй молодой ученый ничего не знал о существующих в нашей стране государственных и частных фондах поддержки коммерциализации НИОКР.

Чтобы исправить ситуацию, желательно двигаться в трех направлениях. Во-первых, необходимо создать информационно-коммуникационную сетевую систему (ИКС), которая бы обеспечивала поддержку новаторов, прежде всего молодых, по всему спектру их потенциальной деятельности. С помощью ИКС власти должны информировать ученых о существующих государственных, региональных и международных формах поддержки, консультировать их по вопросам открытия бизнеса, внедрения и коммерциализации разработок. Здесь же могут проходить электронные выставки и вебинары, позволяющие новаторам публично презентовать свои достижения, а также работать клубы по интересам, способствующие кооперации молодых изобретателей.

Второе направление — разработка эффективной системы взаимодействия промышленно-производственного бизнеса и сообщества новаторов на основе сетевых средств.

Третья рекомендация связана с подготовкой молодых ученых к ведению малого инновационного бизнеса. Здесь требуется взаимодействие между ведущими промышленными предприятиями региона, университетами и центрами молодежного научно-технического творчества: кейс-технологии обучения, курсы по теории решения изобретательских задач для молодых новаторов вузов и предприятий региона

Ссылка на публикация в " Российской газете"

🗙