17.03.2018 
Аналитический обзор текущего состояния молодежного научно-технического творчества и основных проблем, тормозящих развитие инновационной активности молодежи в Калининградском регионе
В основу анализа положены результаты анкетирования и бесед с руководителями научных подразделений и молодыми новаторами, а также доступные информационные данные по данному вопросу.

1. В настоящее время в Калининградской области и г. Калининграде сложилась многоформатная система вовлечения учащейся и рабочей молодежи в научно-техническое творчество с элементами инновационной деятельности. Ведущими организациями в проведение молодежной политики в данном вопросе выступают Министерство образования Калининградской области, управления образования Калининграда и районных центров, структурные подразделения Балтийского государственного университета им. И. Канта, Калининградского технического университета, средние и малые инновационные предприятия и детские Центры технического творчества. За последние годы в большинстве указанных организациях значительно улучшилась материально-техническая база как для проведения актуальных научно-технических исследований с элементами инноваций, так и организацию качественной работы со школьниками по техническому моделированию и конструированию, информационным технологиям и живым системам. Примерами подобных удачных решений для школьников могут служить Детский парк «Кванториум» при БФУ им. И.Канта и Станция юного техника Калининграда. Настоящими центрами развития научно-технического и инновационного творчества молодежи стали Научно-технический парк «Фабрика» БФУ им. И.Канта и «Технопарк» КГТУ. В ближайшее время  достойно заявит о себе и Центр технического творчества «Технополиса» в г. Гусев.


2. Калининградская молодежь достаточно успешно участвует в российских старт-ар программах поддержки инноваций и коммерциализации НИОКР. По программе «Старт» калининграские заявили постоянно занимают 3 место среди регионов Северо-западного округа Российской федерации. Достаточно успешно выступают представители региона и в программе «УМНИК». Результаты конкурсных отборов по программам «УМНИК» и «Старт» показывают, что наибольших успехов калининградские участники добиваются по следующим научно-техническим направлениям: приборостроение, робототехника и автоматика (включая морское приборостроение), информационные технологии, медицина, биотехнологии и химия, пищевые технологии. Это направления ( за исключением медицинской науки) являются традиционными для Калининградской области, начиная с 60 годов прошлого века. В последние годы заметных успехов добились калининградские «УМНИКи» и «Стартовики» в нано-технологиях и тонких медицинских исследованиях.


3. В калининградской области существует большой куст высокотехнологических средних и малых предприятий. К сожалению, молодежь этих предприятий практически не участвует в конкурсе «УМНИК» и эпизодически в программе «Старт». Это говорит о недостаточном информационном обеспечении молодежи этих предприятий и незаинтересованности руководителей предприятий в активизации инновационной деятельности своих сотрудников. Данный вывод подтверждается данными анкетных опросов молодых инноваторов. Почти половина опрошенных отметила отсутствие постоянного информационного обеспечения по грантовой поддержке инновационных разработок.


4. Существуют объективные причины, затрудняющую активизацию инновационной деятельности. Их достаточно хорошо понимают руководители подразделений и вполне удовлетворительно – молодые инноваторы. Перечисли эти причины:


 - отсутствие длинных денег и доступных кредитов;


- отсутствие доступной региональной системы поддержки инновационного бизнеса;


- отсутствие реального запроса промышленности;


- знание рынка;


- отсутствие опыта коммерческой и управленческой деятельности;


- отсутствие прямых контактов с потенциальными заказчиками;


- недостаточное информационное обеспечение по конкурсам и программам стимуляции инновационной деятельности;


- отсутствие системы трансфера;


- отсутствие тренинга и системной акселерации (для молодежи);


- отсутствие квалифицированных менеджеров-коммерсантов;


- трудности получения информации о запросах предприятий.

🗙